Главная > IT > Как заработать в кризис?

Как заработать в кризис?

9.12.2014 IT

Чувствуете, как он приближается? Это все чувствуют, ошибиться здесь невозможно. Русский человек привык к перманентным кризисам в экономике. Проблема в том, что многие подходят к кризису с некоторой накопленной суммой. И приходится принимать какие-то решения и брать на себя ответственность, что бы их сохранить.

Деньги ищут тихую гавань, что бы пережить непогоду. В предчувствии неприятностей в разы повышаются продажи элитных товаров — мебели, драгоценностей, дорогих машин. Люди понимают, что если сегодня они не купят золотое кольцо, то завтра рубли легко могут превратиться в бумажки. А вот я сейчас вам расскажу, что ещё можно сделать, что бы не только не потерять деньги, но и — даст удача — немного заработать.

Не все от кризиса страдают. Есть отрасти или ниши, которые очень даже неплохо себя чувствуют. Главное — научиться находить такие ниши и вкладывать деньги в ценные бумаги тех компаний, которые представлены в найденных сегментах. Давайте разберем на примере — это будет увлекательно!

В спокойные времена идет неторопливая возня на рынке

Вот три сетки магазинов, хорошо известных москвичам. «Азбука вкуса», «Магнолия» и «Магнит». Что мы можем сказать про эти магазины? А вот что!


«Азбука вкуса» — магазин очень дорогой. Считается элитным магазином, который посещают люди обеспеченные. Цены там и впрямь довольно высоки. Но зато ассортимент огромный. И сплошь деликатесы. Замечательная сетка, которая строго держит свою нишу. Все магазины сети — в центре города. Они могут позволить себе дорогую аренду. Да и клиенты таких сеток живут ближе к центру.


«Магнолия» — классический миддл сегмент. Кто там закупается? В основном, менеджеры, неплохо зарабатывающие. Эдакие белые воротнички. Ну или люди, которые хотят выглядеть успешными. Люди, которые при слове «Ашан» воротят носик и презрительно фыркают. Ну что же, тоже хорошая ниша. Тем более, что в Москве таких менеджеров — офисных работников подавляющее большинство.


«Магнит». Это — магазин эконом-класса, низший ценовой сегмент. Такие магазины находятся в спальных районах, окруженные старыми панельными многоэтажками или «хрущевками». Цены там и впрямь низкие, накрутка невысокая. Ассортимент — это нижний ценовой сегмент. Продуктовая корзина и ни позицией больше. Овощи, немного фруктов, молочка. Качественного мяса не водится — только обрезки или заморозка. Самый дешевый алкоголь. Сюда не заходят те, кто пьет «Хенесси».

Но самое интересное, что у всех трех сеток есть владельцы — акционерные общества. У «Магнита», например, акции свободно торгуются и это важно для дальнейшего рассказа. И стоят эти акции каких-то денег, которые отражают рыночные показатели компании — оборот, прибыль, доля занимаемого рынка.

А теперь представим, что наступил кризис

Что происходит с аудиторией этих магазинов? Ну, «Азбука вкуса» остается при своих — очень обеспеченные люди в кризис обычно богатеют. Потому что не смотрят телевизор, а читают книги. А вот средний класс вдруг поднимает морду от офисного компьютера и понимает, что денег перестает хватать на дорогие и «как бы престижные» торговые точки вроде «Магнолии».

И уже все меньше и меньше «белых воротничков» воротят нос от «Ашана» или «Магнита». А если вдруг начинаются массовые сокращения, то тут вообще становится не до понтов — выжить бы! И оказывается, что оборот эконом-класса резко начинает расти — всё то большинство, которое раньше на «форд-фокусах» посещала «илитную» «Магнолию» ходит теперь по «Дикси, „Ашанам“ и „Магнитам“. И что характерно, создают им дополнительную и очень хорошую прибыль.

А всё почему? Во-первых, потому что продукты — товар неэластичного спроса и кушать хочется постоянно, несмотря на ситуацию в экономике. Поэтому мидл-класс резко становится лоу-классом. А во-вторых, потому что наши успешные менеджеры и довольный офисный планктон успешны и довольны лишь внешне.

А в голове умного человека сразу возникает мысль: „Надо закупаться акциям “Магнита», пока они дешевые!". Мысль правильная! Но…

Но подождите отдавать свои деньги, дорогие мои!

Не весь лоу-кост годен для инвестиций в кризис. Приведу два примера, которые показывают, что копать нужно чуть глубже. Следите за пальцами!

Первый пример — магазин «Пятерочка». Казалось бы — это икона лоу-коста. Однако не надо забывать, что владелец его — Икс 5 Ретэйл Групп (X5 Retail Group), которая владеет так же сеткой магазинов «Перекресток» и «Карусель», которые относятся к среднему ценовому сегменту. Подорожают ли акции такой компании, у которой половина магазинов улучшает показатели, а половина — ухудшает? Если и подорожают, то не на много.

Второй пример — это АвтоВАЗ. Казалось бы, самое народное производство. Но давайте включим фантазию? Во-время кризиса сильно закредитованный средний класс будет изо всех сил избавляться от машин, что бы закрыть кредиты. И это сильно собьет цены на вторичном рынке. Так что не факт, что родные жигули найдут своего покупателя.

Кроме того, АвтоВАЗ имеет огромный корпоративный долг в долларах, а при падении рубля долговое бремя будет расти и ухудшать показатели производителя. Только за октябрь-ноябрь 2014 года эти ребята показали убыток в 5 миллиардов рублей из-за роста курса доллара. И это — при растущем спросе на низкий ценовой сегмент авто.

Думайте, думайте, дорогие мои! Не сидите на месте. Что бы спасти деньги, нужно шевелиться.