Главная > Практика работы > Ключевые показатели эффективности хозяйственной деятельности

Ключевые показатели эффективности хозяйственной деятельности

Для того, чтобы вывести основные показатели эффективности хозяйственной деятельности, необходимо понимать, что в ее основе лежит соотношение между результатом, получаемым от ее реализации (на любом уровне), и затраченными на достижение целей материальными и нематериальными ресурсами. Такое соотношение может быть выведено путем применения различных методик. К примеру, если говорить о полученных результатах в отношении затраченных ресурсов, то здесь важно помнить о максимизации эффекта. А если говорить о затраченных усилиях по отношению к результату, следует помнить о минимизации.

Что касается практического значения определения показателей эффективности хозяйственной деятельности у различных субъектов экономики, следует уделять внимание следующему:
любое предприятие должно постепенно наращивать свои обороты и становится более эффективным по мере своего развития;
деятельность предприятия должна быть направлена на совершенствование производственного процесса, путем внедрения новейших технологических достижений для получения более высокой эффективности.

Любое предприятие, которое функционирует в условиях рыночной экономики ставит своей основной целью получение прибыли. Компания, занимающаяся производством проводит собственную политику ценообразования на свою продукцию и имеет возможность ее последующей реализации как частному клиенту, так и через дилерскую сеть. Полученные в результате продаж деньги поступают на счета организации и составляют ее прибыль от реализации. Если в результате продаж прибыль превышает общие затраты на производственные нужды, а также продажи продукции, то можно говорить о положительной доходности. В противном случае предприятие является убыточным. Таким образом, прибыль может является показателем эффективности достижения целей любым предприятием и показывает насколько выручка предприятия превышает его расходы. Также прибыль позволяет предприятию развиваться дальше, обновлять и расширять производственные мощности, внедрять инновационные идеи, позволяет осуществлять выплаты по займам и так далее.

Прибыль предприятия является совокупным показателем его деятельности, в котором находят свое отражение все аспекты работы, такие как использование основных средств и оборотных, трудовые ресурсы и их применение, оснащенность предприятия, а также конкурентоспособность выпускаемых товаров. При этом любое предприятие нацелено на такое получение прибыли, которое позволит ему достигать поставленные перед ним задачи. А для этого, время от времени, многие производственники производят маркетинговые исследования с целью выявления следующих моментов:
положение предприятия на рынке и насколько сильна конкуренция. Если предприятие является монополистом на рынке или его продукция является уникальной, задачи такой компании фокусируются вокруг этих особенностей. Тем не менее, не стоит забывать и о том, что любая монополизированная сфера рано или поздно может перестать быть таковой. На рынке может появиться другой производитель, который будет заниматься выпуском аналогичной продукции;
работа предприятия по внедрению новых технологий и модернизации уже имеющегося оборудования. Это направление деятельности позволяет обеспечивать выпуск обновленной продукции, которая будет конкурентоспособной на рынке или позволит предприятию сохранить свои позиции монополиста в той или иной сфере деятельности:
грамотная политика в области маркетинга, которая позволяет формировать правильную производственную программу, а также контролировать ценообразование в соответствии с меняющимися реалиями рынка;
достижение определенного равновесия в использовании предприятием своих материальных и нематериальных ресурсов, а также в формировании ценовой политики на выпускаемые товары. При этом сюда должны закладываться также перспективы роста предприятия и его развития.

Следует отметить, что сама по себе прибыль может быть также разной в зависимости от проводимых предприятием операций. К примеру, прибыль от реализации продукции является результатом основной деятельности предприятия. Эта прибыль рассчитывается как разница между выручкой от продаж без учета НДС и акцизов, а также расходами предприятия, связанными как с производственным аспектом, так и с реализацией продукции, которые уже заложены в ее себестоимость. Есть также и такое понятие, как прибыль от реализации имущества предприятия или его имущественных прав. Здесь все предельно прозрачно и как следует из самого понятия, эта прибыль никак не связана с основной деятельностью предприятия.

Что касается прибыли, получаемой предприятием при реализации амортизируемого имущества, она рассчитывается как разница между тем, какую выручку предприятие получило и тем, какова остаточная стоимость амортизируемого имущества.

Следует отметить, что показатели прибыли не всегда точно демонстрируют насколько то или иное предприятие эффективно работает. Ведь прибыль может увеличиваться в том числе и по мере роста стоимости продукции предприятия даже при увеличивающихся издержках. Если сравнивать два предприятия, то они могут иметь одинаковую прибыль даже если величина средств, которые они вложили в производственных целях будет различной. Для того, чтобы оценить работу предприятия необходимо сопоставлять результаты, получаемые в процессе работы с затратами на производство или ресурсами, которые используются.

Таким образом, приведенные выше показатели являются основными при определении эффективности деятельности любого предприятия. На основании этих показателей, руководители определяют на какую область следует обратить особое внимание. Достижение всех целевых показателей по эффективности развития предприятия обеспечит его успех и процветание в будущем.