Главная > Практика работы > Советы при поиске инвестора

Советы при поиске инвестора

Те, у кого появляется своя идея для бизнеса, в любом случае вынуждены обратиться к инвестору, если, конечно, у них самих нет достаточной суммы для самораскрутки. Поэтому им очень важно понять, каким образом происходит поиск инвестора и что нужно сделать, чтобы достичь своей цели?

Для начала, необходимо определиться с группой инвесторов, которые будут подходить для того или иного бизнеса. Чтобы реализовать этот этап, следует понять, на каком уровне находится собственное дело. То есть, находится ли соискатель инвестиций в процессе создания или развития. Инвесторы могут по-разному отреагировать на предложение о вложении денег. Ведь, прежде всего, они будут сами оценивать степень риска и возможные доходы от такого рода инвестиций.

Если бизнесмен только начинает свое дело, у него нет ничего, кроме собственно идеи, возможно наличие разрешений, патентов, а также каких-либо образцов, которые они могут продемонстрировать потенциальному инвестору. То есть бизнес готов стартовать, но еще не собрана команда. Вкладывать деньги в такой бизнес будут, скорее всего, либо родственники или друзья, либо банки, посредством выдачи кредитов.

Процесс становления бизнеса

В ходе этого процесса, бизнес, с большой вероятностью будет убыточный. Ведь в процессе раскрутки, даже несмотря на то, что производство или оказание услуг уже начато и даже есть первые продажи, очень много денег будет уходить на рекламные цели. К тому же, как уже говорилось выше, еще не собрана сильная команда, которая впоследствии сможет «потащить» этот бизнес и вывести его на новые вершины. Привлечь к финансированию такого проекта можно разве что венчурные фонды.

После того, как пройден начальный этап становления, появляется уже некоторый рост. В этот период наблюдается небольшая прибыль, бизнес уже имеет свою, пусть и небольшую, но долю в определенном рыночном сегменте. Начиная с этого этапа, на компанию уже могут обращать внимание инвесторы, различные фонды, реализующие прямые инвестиции и, естественно, снова венчурные фонды.

Если компании удается преодолеть и этот этап, она переходит на новый уровень, который сопровождается бурным ростом. Здесь деятельностью фирмы могут заинтересоваться уже крупные инвесторы, такие как банки.

И, наконец, последним этапом в развитии любого бизнеса является зрелость. Дойдя до этого уровня, компания может начать выпускать собственных акций, которые могут привлечь как крупных инвесторов, так и частных лиц. В это время, компания уже является сильным рыночным игроком, возможно у нее сформировался бренд.

Поиск инвестора

Осуществляя этот процесс нужно четко представлять себе те задачи, которые ставит перед собой соискатель инвестиций. Основная миссия при поиске инвестиций – привлечь капиталы в свой бизнес. Если бизнесмен ищет инвестора посредством рассылки информации о своем проекте, ему не стоит делать ее всем вокруг. Тем более, не следует составлять исключительно описательное письмо. Его можно начать с краткого резюме, которое будет являться своего рода рекламой проекту. При этом такой текст должен быть хорошо сформулирован и выстроен логически. Ведь инвестор будет обращать внимание и на то, как соискатель умеет сформулировать свои мысли. Подобное рекламное резюме должно содержать и инвестиционное предложение. В противном случае оно вряд ли кого то заинтересует.

Именно на этом этапе многие соискатели делают ошибки, высылая свое резюме или слишком узкому кругу инвесторов или, наоборот, всем подряд. Наиболее приемлемым вариантом в данном случае является рассылка такого письма нескольким адресатам. Ведь в таком случае есть вероятность получения ответа и, к тому же, потенциальные инвесторы будут видеть, что письмо направлено не всем подряд, а осуществлена целевая рассылка.

Можно также попытаться найти инвестора в кругу состоятельных людей. В этом случае можно воспользоваться средствами массовой информации. В это случае рекомендуется найти одного крупного известного инвестора и взять у него только часть суммы. После этого, можно продолжить поиски уже более мелких инвесторов, которые с удовольствием присоединятся к инвестициям их более именитого и авторитетного коллеги.

Поиск потенциального инвестора можно также вести и через различные Интернет ресурсы и онлайн биржи. Также, предпринимателям рекомендуется посещать всевозможные выставки и другие места скопления богатых людей.

Ведение переговоров с инвестором

Этап ведения переговоров с потенциальным инвестором является не менее важным, чем их поиск. Ведь предпринимателю на этом этапе нужно «зацепить» инвестора интересным предложением. Лучше всего, еще в процессе телефонных переговоров выяснить у инвестора его встречное предложение, чтобы не распыляться. Если такое предложение будет иметь некоторые расхождения с планами предпринимателя, ему лучше временно воздержаться от личной встречи и подождать, пока придут ответы от других.

В том же случае, если предложение кажется заманчивым, необходимо перейти к следующему этапу переговоров как можно быстрее. Тем не менее, первым соглашением, которое следует заключать со своим инвестором, является договор о защите идеи для бизнеса и конфиденциальности. Ведь если этого не сделать, инвестор, как только он поймет всю суть проекта, может вести его и без предпринимателя.

В рамках первой встречи с инвестором, необходимо подготовить презентацию. В ней следует использовать максимум информации. Однако не следует ее слишком перегружать. Зачастую инвесторы являются людьми занятыми, и у них нет времени для лишней информации. Тем более, не стоит давать слишком много деталей. Большинство инвесторов – бизнесмены, а излишние подробности о проекте могут помешать им увидеть саму суть. Также важно помнить, что соискатель инвестиций пытается продать инвестору не идею для бизнеса, а самого себя и своих людей. Поэтому инвестор будет критически относится именно к предпринимателю.

Перед инвестором необходимо раскрыть весь потенциал своего проекта, показать не только его плюсы, но и возможные риски. При этом важно продемонстрировать умение действовать в критических ситуациях. Если предприниматель докажет свою состоятельность в управлении рисками, то с вероятностью в 70-80 процентов можно считать, что инвестора он уже нашел.

Потенциальные держатели инвестиций будут обращать внимание на различные качества характера предпринимателя, его честность, способность к достижению целей, его энергичность. Поэтому соискатель в ходе первой встречи должен проявить себя с лучшей стороны. В его интересах четко формулировать свои мысли, уметь находить выход из сложных ситуаций, ведь инвестор не всегда будет задавать вопросы только относительно бизнеса. Нужно понимать, что многие инвесторы – это люди, совершившие в своей жизни множество удачных сделок. Кому как не им известно, что именно они хотят видеть. Поэтому не стоит пугаться, если инвестор вдруг начнет задавать вопросы, которые никоим образом не относятся к делу.

Однако следует отметить, что не все инвесторы бывают чистыми на руку. Также существует вероятность встречи с псевдо-инвесторами, то есть теми, кто хочет заполучить бизнес-идею. Под видом различных консалтинговых услуг или посредника, представляющего якобы крупного инвестора. Некоторые мошенники предлагают посреднические услуги за скромную, но достаточно высокую плату.

Бывают также такие инвесторы, которые на самом деле начинают инвестировать. Однако после того, как они попадают в бизнес, они «помогают» предприятию прийти к очень затруднительному положению и после этого выкупают контрольный пакет акций.

Но в любо случае – будущее бизнеса за инвестициями. Просто нужно внимательно относится к тем, с кем собираешься связать свой бизнес. Естественно, самый лучший вариант – поиск инвестора в кругу своего общения.