Главная > Практика работы > Как выиграть налоговый спор

Как выиграть налоговый спор

К вам пришла налоговая проверка и обнаружила недоимку по налогам (по их мнению), начислила пени и штрафы. Возможны и другие ситуации: проверяющие посчитали не обоснованным некоторые операции по отнесению расходов на затраты, учитываемые при налогообложении; налоговики дали свою квалификацию некоторым хозяйственным операциям; вы получили от них отказ в вычете НДС, а также другие варианты. Но вы с этим кардинально не согласны, даже, если и признаете частично свою вину, то хотите максимально выгодно для себя разрешить налоговый спор.

Справедливости ради надо сказать, что бороться с государственным налоговым механизмом не такая простая задача. Но вполне осуществимая, если знать некоторые тонкости этого процесса. Не всегда, конечно, даже специалисты юридического отдела и бухгалтерской службы в крупных компаниях имеют достаточную квалификацию в проведении налоговых споров. Но определенно, что некоторые советы в этом вопросе никому не повредят, а наоборот могут принести лишь пользу.

Основной залог успеха выигрыша в налоговом споре
1. Для того, чтобы приобрести уверенность и придать себе необходимый настрой для будущего спора, стоит ознакомиться со статистикой досудебной и судебной практик разрешения таких ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками. Поверьте, цифры говорят далеко не в сторону фискального органа.
2. Правильная методология действий, изучение мельчащих деталей документооборота налоговой инспекции, все эти четкие и слаженные процедуры обеспечат вам, как минимум, 70% успеха в этом деле.

Досудебное разбирательство
Этот этап включает в себя период, который отсчитывается от момента получения акта налоговой проверки и до вынесения постановления вышестоящего налогового органа на апелляционную жалобу.
Стоит уделить пристальное внимание ко всей этой стадии налогового спора, поскольку это только до 2011 года она считалась формальной и все решалось в арбитражном суде. Теперь правила игры помнились, суд не принимает в качестве доказательств доводы, которые не были предъявлены налоговому органу в досудебной стадии. В таком повороте событий есть свои определенные плюсы – большее количество споров стало решаться без доведения дела до суда, но а минус был уже озвучен, не предъявление по определенным причинам отдельных доказательств в досудебной стадии, которые и суд потом к сведению не примет.

Методы борьбы и защиты на первом досудебном этапе: получение акта проверки
1. Лицо компании, уполномоченное на получение акта проверяющего органа проставляет на последней странице их экземпляра дату получения. Теперь внимание, именно с этой даты пошел отсчет 15 дней для подготовки, а также представления в налоговую инспекцию своих возражений.
2. В приложении к полученному акту должны идти такие документы как: протоколы допросов и осмотров помещение (копии); и т.д.
3. Очень важный момент состоит в том, что почтовая отправка акта налогоплательщику может быть избрана в качестве способа представления его. Делать это налоговая может только в том случае, если представитель не явился за ним. А для этого налоговая обязана отправить извещение, с указанием места и времени его вручения.
4. В том случае, если истек срок в 15 дней с момента получения акта, еще остается возможность представить в налоговый орган дополнительно выясненные доказательства, вплоть до момента рассмотрения спора.
5. Теперь дело за скрупулезным прочтением акта проверки, надо делать это раз за разом, ведь целью является выявить все ошибки, допущенные налоговиками. Они могут быть существенными, формальными, процессуальными, процедурными, фактическими.
6. Важно знать о том, что выявление таких процессуальных ошибок как: не соблюдение сроков проверки, требование о представлении документов по телефонному звонку, а не в письменной форме, не будут аргументом для возражения как для фискального органа, так и для суда.
7. Также не получите никакого результата от таких формальных ошибок, как не верное написание реквизитов, различного вида опечатки и т.д.
8. Целью в данном случае является – нахождение формальных ошибок по существу дела.
9. Весомым аргументом будут найденные фактические ошибки, которые влияют на предмет претензии или ее размер, к таковым относятся все виды арифметических погрешностей и просчетов. К слову сказать, они часто присутствуют в актах налоговых проверок.
10. Выявлена существенная арифметическая ошибка – вероятность снижения размера притязаний налоговиков весьма высока, ее необходимо предъявить на этом этапе.
11. А вот выявив незначительную арифметическую ошибку, о ней лучше промолчать, будет лучше, ели она будет повторно перенесена в решение по налоговому спору. Это можно использовать на последующих этапах.
12. Направьте свои усилия на поиск таких фактических ошибок как: ссылка в акте на непредставление определенных документов, когда они были представлены или ссылка эта есть, а запроса на их представление не было. Указано, что отсутствуют обязательные реквизиты в некоторых документах, а вы обнаружили обратное – это аргумент. Сделаны выводы при поверхностном исследовании только части обстоятельств, что повлияло на не верные выводы.
13. При указании фактических ошибок необходимо опираться на конкретные доказательства, в том случае если они были представлены при проведении проверки, то повторно их нет необходимости предоставлять.
14. Факт не полного исследования всех фактов и обстоятельств дела по существу, можно опровергнуть и без доказательств в виде ранее представленных документов. Простой пример: был опрошен арендодатель, которому задали вопрос о факте заключения договора аренды на помещения с проверяемым плательщиком, ответ был получен отрицательный. Но вопрос о договоре субаренды же никто не задавал, а наличие такового – это снятие претензий по поставленному вопросу.
15. Очень сложная категория – это допущения налоговиками ошибок по существу. Суть этого процесса состоит в понимании фактической сути сделки, в которой усмотрели нарушение, обнаружение базы налогообложения, которая таковой не является и т.д. Здесь тактика состоит в толковании норм налогового кодекса, в представлении своего аргументированного действительного положения дел.
16. В качестве доказательств своей правоты по существу дела необходимо потрудиться над тем, чтобы собрать максимально количество аргументов. И здесь обычные ссылки на статьи налогового кодекса, никого не удивят и не заставят поменять свою позицию. В качестве аргументов должны выступить различные письма с разъяснениями Минфина, УФНС, судебная практика по аналогичным делам, решения которых доказывают вашу правоту.
17. В данном случае наиболее влиятельными доказательствами выступят постановления ВАС (определения, постановления пленума, разъяснения, информационные письма). Далее по убывающему принципу постановления арбитражного суда вашего месторасположения, а только затем других регионов.
18. Конечно же, наибольший авторитет здесь будут иметь правоприменительные акты с более «свежей» датой.
19. В том случае, если в представленном акте проверки есть уже ссылки налоговиков на правоприменительную практику, то их просто необходимо опровергнуть, доказать их ничтожность. Здесь стоит использовать следующие тактики: ссылка не имеет никакого отношения к предмету спора; в приведенной практике совершенно другая комбинация фактических обстоятельств;
20. Может возникнуть и такая ситуация, что вы действительно согласны с тем моментом, что бухгалтерий допущена эта ошибка. В этом случае также не надо сдаваться, тем более, если эта ошибка по сути своей не так страшна, как ее пытаются представить. Тактика такова: надо доказать, что данная ошибка не существенна и она не влияет на образование задолженности перед бюджетом. Как пример – это не указание определенных реквизитов в документах.
21. Очень сильным аргументам будет выявление того обстоятельства, что претензия по недоимке по одному налогу автоматически влияет на то, что образуется переплата по другому. Это очень распространено при нахождении ошибок в учете основных средств, которое оказало влияние на образование разности по налогу на прибыль и налогу на имущество. При таком заявлении налоговый орган очень часто сдает свои позиции и снимает претензию.
22. Нашли нарушение в не удержании налога, в том случае, когда плательщик выступает в роли налогового агента и предъявили его к уплате вместе с пенями и штрафами. И на это нет никаких правовых факторов, поскольку предъявить можно только санкции и начисленную пеню, но никак не сумму налога.
23. И теперь очередь за процессуальными нарушениями. К самым классическим их примерам можно отнести наказание без установления факта виновности (сделки с «фирмами-однодневками») и нарушение трехлетнего срока для предъявления штрафных санкций. В обязательном порядке проводите анализ актов на обнаружение таких фактов и изложите их в претензии.
24. Вот теперь фактически самый ключевой момент этого этапа – это правильно изложить свои возражения по поводу акта проверки, чтобы представленный документ имел смысловую нагрузку и был четко структурирован. Что же в нем надо указать, как его правильно оформить?
— Указание всех необходимых реквизитов. Должно быть в обязательном порядке указано от кого этот документ (все обязательные реквизиты плательщика: ИНН/КПП, адрес, исполнитель и указание его контактов ) и куда он направлен; название документа (возражении на представленный акт налоговой проверки номер, дата); небольшое вступление (сроки, в который проверка проводилась, период, который был предметом проверки);
— Теперь оцените объем страниц, который займет ваше возражение, если оно получается более 6-7 страниц, то имеет смысл сделать оглавление, распределить смысловую нагрузку текста по разделам;
— В первой части следует сделать лаконичное изложение акта налоговой проверки, чтобы не приходилось обращаться к первоисточнику, будет понятна вся суть претензий налоговиков. Примерно это должно выглядеть следующим образом: указать те виды налогов, по которым имеются недоимки (по мнению налогового органа) или другие виды нарушений и описать их доводы и доказательства;
— Во второй части идут контрдоводы налогоплательщика. Здесь нужно поступить таким образом: выделить каждое нарушение в отдельный подзаголовок, описать по нему позиции фискального органа, а далее изложить свои возражения. Сделать это надо в следующем виде: ошибки по существу, т.е. доводы, которые бы исключали в общем-то предмет претензии; изложение фактических ошибок в таком ракурсе, чтобы ставить под сомнение позицию налоговиков о возникновении недоимки;
— Третий раздел за существенными процессуальными нарушениями, которые могут оказать влияние на оценку акта проверяющих;
— Теперь очередь для применения небольшой хитрости, которая состоит в предложении о представлении документов, которых по их мнению не хватает. В большинстве случаев на такое предложение налоговый орган не реагирует, конечно, если не были назначены дополнительные мероприятия. А вот сам факт такого письменного предложения пригодиться на следующих этапах;
— Теперь дело осталось за составлением списка приложений и их подкрепления к возражению. Этот документ обязательно должен быть подписан руководителем или лицом уполномоченным на такие действия по доверенности (заверенную копию доверенности приложить).
26. Такой документ можно отправить и по почте, но рекомендуемый способ представления – это через канцелярию налогового органа, где на вашем втором экземпляре поставят отметку о принятии. Чтобы не возникало никаких вопросов о полноте представленных возражений, необходимо прошнуровать документ и заверить это место подписью и печатью.
27. Теперь надо готовиться к процессу заседания комиссии по рассмотрению всех материалов налоговой проверки.

Участие в заседании по рассмотрению материалов проверки
1. Очень важный момент заключается в том, что вас должны уведомить о месте и времени заседания комиссии, причем не просто сказать об этом или устно предупредить. Вы должны получить уведомление, где распишитесь о факте его вручения. Если вы уверенны в том, что налоговый орган нарушил эту процедуру, то его решение по итогам проверки можно с легкостью отменить по этому основанию.
2. Чаще всего такое уведомление стараются налоговики вручить вместе с актом налоговой проверки, ну или на дня 2-3 попозже. Само разбирательство обычно назначается на дату, которую рассчитывают 15+1 день с момента вручения акта. Это в общем-то говорит косвенно о том, что никакого желания знакомиться с вашими возражениями они не имеют и более того, серьезно не воспринимают.
3. Помните о том, что на участие в комиссии вашему представителю понадобиться доверенность, не нужна о на только в том случае, если это будет генеральный директор (директор).
4. На самом заседании надо выдвигать свои доводы в четкой последовательности, не мешать все в одну кучу. Поэтому стоит основательно подготовиться к выступлению.
5. Постройте свою выступление по каждому из моментов найденных нарушений таким образом: в акте искажено толкование доводов, они уже давно опровергнуты существующей судебной практикой и так далее. Цель создать определенное настроение, убедить аудиторию в своей правоте.
6. Далее переходите к краткому изложению текста возражений, не надо все перечитывать составьте себе отдельное описание. Обращайтесь к полному документу возражений в том случае, если налоговики начнут возражать, приводить свои доводы, тогда апеллируйте полными выдержками из документа с возражениями.
7. Стоит не забывать о том, что основным вашим собеседником в этой ситуации является начальник инспекции или в крайнем случае его заместитель. В этот момент и сами проверяющие пытаются убедить его в правоте именно их позиции. Ваш напор должен быть более выразительным и убедительным, ведь собеседник изначально настроен уже на принятие «объективного» решения.
8. Но основная цель состоит в том, чтобы показать начальнику, что вы настроены весьма решительно и у вас есть аргументы, вы прямиком отправитесь в суд при неблагоприятном решении комиссии. А этого они очень не любят, поскольку существенно портят показатели своей деятельности и шансы проиграть у них высоки.
9. Не забудьте привести данные о статистике выигранных судебных дел налоговыми органами. Это будет дополнительным фактором, ведь ее цифры говорят о том, что около 80% дел они проигрывают.
10. Вполне возможно, что налоговый орган вступит в торги с вами, т.е. предложит отказ от части найденных нарушений, в обмен на то, что остальное не будет обжаловаться. Здесь стоит все основательно соизмерить, если вы точно уверенны в полной своей правоте и готовы опровергнуть большее, то не соглашайтесь, но а если предложение приемлемо, то тогда да.
11. В конце заседания уточните планируемую дату вынесения решения, чтобы готовиться к дальнейшим действиям, если ситуация того требует.
Но справедливости ради надо отметить, что с таким набором приемов и способов шансы на успех весьма велики. Пользуйтесь этими советами и ваши усилия должны быть оправданы.

Третий этап: дополнительные мероприятия
По итогам заседания могут быть назначены дополнительные мероприятия. Они представляют собой что-то вроде сокращенного варианта налоговой проверки, но надо обязательно вам осознавать, что в этот период у них ограничены полномочия. Обычно все ограничивается запросом дополнительных документов и ожиданием результатов встречных проверок.
Запрашивать документы они могут только по тем эпизодам, которые имеются акте проверки. Никаких дополнительных сведений их не касающихся. Если такое произошло, то смело пишите мотивированный отказ от предоставления.
По итогам проведенных дополнительных мероприятий в обязательном порядке должен быть составлен новый акт, пройдена обязательно процедура ознакомления с ним и опять же время на представление возражений, а после и новое заседание комиссии. Если что-то из этой цепочки было пропущено, то отменять акт можно, обосновываясь на эти факты.

Апелляционная жалоба
Если и с этим решением вы не согласны, то стоит готовить жалобу в вышестоящий орган. Эта жалоба будет иметь следующее содержание: основой станет документ о несогласиях, из него надо исключить те пункты или части, с которыми налоговики согласились и убрали из акта. А вот если в нем появились новые санкции и нарушения, которых до этого не было, их в обязательном порядке надо изложить. Плюс ко всему те арифметические ошибки, которые на были намеренно указаны в первых возражениях надо указать обязательно. Кроме того надо просмотреть на этот момент новую правоприменительную практику, возможно, есть еще новые доводы вашей правоты, их нужно указать в жалобе.
Если вы не получили уведомления о проведении заседаний должным образом. Не были на них вызваны, вам не приложили материалы акта проверки для ознакомления, то все это надо излагать в жалобе.
Подписанная жалоба должна быть передана в десятидневный срок в налоговый орган по месту учета. Внимание, это очень важный нюанс, именно в свою налоговую инспекцию, которая уже самостоятельно передают ее в вышестоящую организацию. Способ ее представления рекомендуется такой же: через канцелярию инспекции.

Вот таким образом надо отстаивать свои права в налоговом споре и от этого досудебного этапа будет зависеть очень многое. Если все-таки решение и вышестоящего органа будет не на вашей стороне, то дальше надо идти в судебную стадию. А это уже предмет новой дискуссии.