Главная > Новые системы калькулирования себестоимости продукции

Новые системы калькулирования себестоимости продукции

29.08.2012 Без рубрики

Возможности применяемых систем калькуляции продукции не соответствуют современным реалиям экономики. Будущее экономических расчетов за новыми, более совершенными системами, вобравшими в себя все основы «классических» методов калькуляции и учитывающих потребности настоящего времени.

В настоящее время еще функционируют традиционные калькуляционные системы: нормативный метод; позаказная; директ-костинг; попередельная, но им на смену уже разработаны системы нового поколения. Рассмотрим каждую из них более предметно.
«АВ-костинг»
Калькуляция полной себестоимости продукции с использованием системы «АВ-костинг» позволяет учитывать не только производственные факторы в расчетах, но и влияние рынка (по расчетной группе товаров). Данная система позволяет производить расчеты на производствах с высоким уровнем косвенных затрат в удельном весе себестоимости продукции. Распределение косвенных расходов в  «АВ-костинг» происходит по методу причинно-следственных связей, что позволяет получить в итоге более «надежный» расчет себестоимости. Но еще более существенным преимуществом этой системы калькуляции является возможность выделения отдельных показателей (например, себестоимость операции). Это преимущество позволяет организовать управленческий учет многих бизнес-процессов на производстве.
«Таргет-костинг»
Такая модель калькуляции себестоимости используется при разработках новых видов продукции. С ее помощью можно составить прогноз себестоимости нового или отправленного на доработку продукта,  с учетом заданных плановых параметров. Для этого необходимо: внести данные конкурентной конечной цены изделия и размер планируемой прибыли. На основании введенных данных, система подберет необходимые материалы, комплектующие, технологии для производства продукции (с условием выхода на заданный уровень цен и рентабельности). Естественно, что расчет подлежит анализу, в том числе и сотрудниками инженерной и технологической служб, на предмет возможностей производства по этому виду продукции.
«Кайзен-костинг»
Слово «кайзен» имеет японское происхождении и в переводе означает – усовершенствование. Именно этот принцип лежит в основе метода калькуляции себестоимости продукции «Кайзен-костинг». Его основной задачей является улучшение качества и снижения затрат на производимую продукцию. Из характеристики метода понятно, что он используется в расчетах фактической себестоимости, а также есть возможность его применения для целей управленческого учета.
«По стадиям жизненного цикла»
Данная система калькуляции себестоимости продукции позволяет провести параллель между прошлым и будущим. Так вот «прошлое» — это расчеты на стадии разработки и внедрения в производство продукции, а «будущее» — это уже непосредственно период фактического выпуска продукции (с учетом затрат на гарантийное или сервисное обслуживание).
Применение этого метода характерно для таких производств как: компьютерные технологии и автомобилестроение. Обусловлено это тем, что на конечную стоимость продукта оказывает существенное влияние размер расходов на стадии ее разработки. Калькуляция себестоимости по стадиям жизненного цикла позволяет учесть это обстоятельство.
«Точно в срок»
Эта методика калькуляции себестоимости используется в неразрывной связи с одноименной системой организацией бизнес-процессов и производственного цикла. Суть этой системы заключается в следующем: «отсечение» всего лишнего (затрат материалов; использования дополнительных операций; создание запасов и прочее). Под лишним система понимает все то, что не влияет на функциональное изменение производимой продукции, т.е. ее качественных характеристик. Ну например, в расчетах не будут предусмотрены запасы материалов на случай нарушения договорных обязательств поставщиками, производственных браков или задержек в пути. Основной задачей этой системы является производство продукции с осуществлением затрат, максимально приближенных к общей их величине, необходимой только на материалы и обработку.  
 
Новые методы калькуляции себестоимости продукции учитывают многие особенности отдельных производств. Кроме того, их применение даст предприятию определенные конкурентные преимущества перед соперниками.