Главная > Новости > Почему «Транснефть» допускает масштабное нарушение прав акционеров?

Почему «Транснефть» допускает масштабное нарушение прав акционеров?

25.10.2016 Новости

Уже в ближайшие дни Арбитражный суд Москвы рассмотрит иск инвестиционной группы United Capital Partners (UCP) к «Транснефти» по поводу дивидендной политики государственной компании, сообщает KO.RU. Речь идет о дивидендах за 2013 год, когда «Транснефть» заплатила по обыкновенным акциям, владельцем которых является государство, по 1221,38 рублей за одну ценную бумагу, а держатели привилегированных акций получили гораздо меньшие дивиденды – по 724, 21 рублей за акцию.

Как подчеркивают в UCP, среди всех российских компаний «Транснефть» – единственная, которая платит дивиденды по «префам» меньше, чем по обыкновенным акциям. Между тем, в соответствии с приватизационным законодательством, сумма дивидендов должна быть увеличена до сопоставимой величины в подобном случае.

UCP направил в суд несколько исков к «Транснефти». Один из них содержит требование к госкомпании соблюсти закон и осуществить доплату по привилегированным акциям за 2013 год. Цель еще одного иска – истребовать у «Транснефти» документы о ее сделках с производными финансовыми инструментами за 2014–2015 гг., раскрыть более подробно информацию о финансовых активах компании и операциях за указанный период и объяснить существенные потери компании (более 80 млрд руб.). «Транснефть» уже не первый раз отказывается в добровольном порядке предоставить эти сведения своему самому крупному частному акционеру. Следующий иск, инициированный в конце сентября, требует признать недействительным решение собрания акционеров «Транснефти» в части распределения чистой прибыли по итогам 2015 г. В фонде указывают: «Транснефть» нарушила закон об акционерных обществах, выплатив дивиденды на обыкновенные акции до выплаты в полном размере дивидендов по привилегированным бумагам.

Стоит отметить, что в марте 2016 года в суд с подобными претензиями к «Транснефти» обратился владелец пакета из 141 привилегированной акции компании – ООО «Прожектор». Истец отмечал в заявлении: «Транснефть» выплачивает дивиденды не полностью, поскольку искусственно занижает размер прибыли головной компании. Позже иск был отозван, так как владелец ООО «Прожектор» заявил о продаже своего пакета акций.

Как подчеркивал Илья Щербович, управляющий партнер UCP, в фонде также замечали занижение прибыли «Транснефти» и сокрытии ее (иногда до 90%) в дочерних компаниях. Следствием подобных действий была выплата низких дивидендов как государству, так и миноритариям. Дивидендная политика вызвала волну жалоб со стороны сразу нескольких фондов, сообщивших об этом премьер-министру Дмитрию Медведеву, первому вице-премьеру Игорю Шувалову, помощнику президента Андрею Белоусову и руководителю Росимущества Дмитрию Пристанскову в соответствующих письмах. Речь идет о Prosperity Capital Management, Deutsche Bank, UFG Asset Management, УК «Лидер» и международной юридической фирме Berwin Leighton Paisner. В документах подчеркивалось: чистая прибыль «Транснефти» искусственно занижена путем перевода на дочерние компании.

Выплата низких дивидендов «Транснефти» позволила накопить на балансе компании около 600 млрд рублей в виде финансовых вложений и денежных средств. Также госкомпания разместила 10 выпусков облигаций на общую сумму 239 млрд руб. В UCP задаются вопросом: зачем под высокие проценты привлекать на рынке средства при наличии серьезных накоплений? При этом отмечается, что получить данные о том, на какие цели тратит свою прибыль «Транснефть», практически невозможно. Хотя в соответствии с ежеквартальными отчетами «Транснефти» и данным СМИ с 2007 по 2014 годы компания перечислила на благотворительность почти 32,8 млрд рублей, тогда как на дивиденды за тот же период было направлено только 22,2 млрд рублей.

Александр Шевчук, директор Ассоциации профессиональных инвесторов, направил весной 2015 года письмо председателю правительства Дмитрию Медведеву и главе ЦБ Эльвире Набиуллиной, в котором попросил их присмотреться к убыткам «Транснефти» от операций с производными финансовыми инструментами, составившими по итогам 2014 года более 75 млрд рублей.

Есть вопрос к «Транснефти» и по сотрудничеству с лишившимися лицензий банками «Интеркоммерц» и Внешпромбанк (ВПБ), где компания держала свои средства: почему госмонополия доверяет средства ненадежным банкам, когда существует список кредитных учреждений для этих целей? Предполагается, что дело в давних связях Николая Токарева, президента ОАО «Транснефть», с руководителями указанных банков.

Интересно, что Николай Токарев много раз подчеркивал, что до миноритариев компании ему нет дела. Между тем «Транснефть» не только не доплачивает дивиденды акционерам. Она наносит ущерб всему инвестиционному климату России, допуская масштабное нарушение законных прав акционеров со стороны одной из крупнейшей госкомпании.