Главная > Финансы > Понятие VIP-банкинга в нашей стране

Понятие VIP-банкинга в нашей стране

25.08.2012 Финансы


В последнее время в нашей стране количество состоятельных граждан несколько выросло. И ни для кого не секрет, что каждая организация, в безжалостной конкурентной борьбе за этих клиентов, старается ввести, так называемое, VIP-обслуживание, которое, как правило, подразумевает повышенный уровень сервиса. Особенно, эта ярко эта тенденция выражена в сфере бизнеса и финансов. Исключением не является и банковская сфера, в которой на сегодняшний день активно развивается услуга VIP-банкинга или сектор персональных банковских услуг.

VIP-персонами банков являются физические или юридические лица — крупные финансовые магнаты, бизнесмены, руководители крупных корпораций, а также представители спортивной, политической или телевизионной элиты нашей страны. Обслуживаются эти ценные для банков клиенты, традиционно, в индивидуальном порядке.

Нынче довольно популярной является концепция персонального банкинга, согласно которой за клиентом закрепляется персональный менеджер. Этот менеджер, изучив пожелания и потребности VIP-клиента, должен будет формировать для него индивидуальный пакет услуг и полностью сопровождать и координировать его действия во всех функциональных подразделениях банка. В комплект банковских услуг входят такие услуги, как кредиты, международные расчеты, депозиты, ценные бумаги, а также расчетно-кассовые и прочие операции, которые производятся в любом регионе страны. Все эти мероприятия позволяют обеспечить комплексное обслуживания и решение различных деловых задач, и в то же время, ускорить выполнение стандартных процедур предоставления банковских услуг. Иначе говоря, обретая статус VIP, данный клиент банка фактически приобретает своего личного представителя в банке, который будет лоббировать его интересы и нести ответственность за предоставление всего комплекса вышеуказанных банковских услуг.

Однако, как ни странно, статус VIP не так уж и просто получить, как может показаться на первый взгляд. Конечно же, у каждого банка свой собственный список критериев для возведения клиентов в разряд VIP. Ну, например, чтобы стать VIP-клиентом некоторых банков (не будем вдаваться в подробности), клиент должен предоставить в управление банку энную сумму денег, то есть открыть в нем депозит. Суммы варьируются, но начинаются в среднем со ста тысяч долларов. Другие же банки, более требовательны, и кроме солидных сумм на депозитах, руководствуются таким принципом, как долговременное сотрудничество. То есть в этих банках особый статус можно получить лишь по прошествии длительного времени сотрудничества с этим банком.

Что же входит в понятие «VIP-обслуживание»? И какие же услуги предоставляются привилегированным клиентам банков?

Состоятельные клиенты банков, традиционно имеют в наличии платежные карты премиум-класса. В наше время ряд таких престижных карт достаточно широк и пополняется с каждым годом новыми видами карт. Наиболее престижными, на сегодняшний день, являются банковские карты: VisaPlatinum, Visa Infinite, AmericanExpressCenturion, а также MasterCard World Signia.

Конечно же, престижные банковские карты для бизнес-клиентов являются не единственным атрибутом, подтверждающим статус VIP-клиента. Каждый банк имеет свои программы лояльности для VIP-клиентов. Однако можно выделить несколько наиболее популярных из них:

  • Практически все банки имеют специально выделенный VIP-центр обслуживания, где специалисты работают именно с такими важными клиентами. Также VIP-клиенты банка всегда могут звонить напрямую руководителю или договариваться с ним о встрече. Также могут быть случаи, когда клиент может попросить банк предоставить ему услуги охраны для перевоза наличности;
  • Своим VIP-клиентам банки часто предлагают специальные программы, сниженные процентные ставки, увеличенные сроки обслуживания и скидки на оказание некоторых услуг.  Уступки для VIP-клиентов, которые предоставляются финансовыми учреждениями, как правило, зависят от цены на стоимость ресурсов и уровня банка. Кроме того, банк может предложить своим VIP-клиентам многочисленные акции и некоторые скидки — к примеру, скидки в торговых сетях отелей Hilton или Mariott, а также скидки в престижных парижских и лондонских ресторанах и т.д.
  • При размещении особо крупных размеров депозита, банк может обеспечивать для этих VIP-клиентов дополнительные услуги, которые представляют собой финансовые консультации или помощь в размещении свободных средств в инвестиционных фондах. Также, ради преувеличения количества новых и сохранения уже имеющихся VIP-клиентов, некоторые банки готовы указывать ряд услуг, которые не связанны с финансами. VIP-клиенты российских банков – это, как правило, высокопоставленные чиновники, народные депутаты, топ-менеджеры и акционеры предприятий и самих банков. И так как они являются занятыми людьми, персональный менеджер банка должен помочь решить некоторые проблемы в любое время суток в телефонном режиме, в офисе у клиента или даже у него дома. В перечень этих услуг могут входить такие услуги, как сопровождение сделки по приобретению недвижимости, создание винной коллекции, организация путешествия для клиента, и даже консультирование по вопросам живописи.

Конечно, выполнение всех этих прихотей не безвозмездно, и привилегированные клиенты в полной мере оплачивают усилия банков и банковских сотрудников. В конечном итоге обе стороны остаются довольны.

Все это звучит красиво, и кажется достаточно оптимистичным. Но необходимо также отметить некоторые минусы нашего отечественного VIP-банкинга. Да, банк идет навстречу привилегированным клиентам и готов выполнять даже те задачи, которые не входят в компетенцию данного финансового учреждения. Однако, что же касается непосредственно финансового сервиса, то тут нашим банкам стоит провести множество доработок.

К примеру, европейские банки предлагают своим VIP-клиентам гораздо более широкий спектр услуг, куда входят: накопительное и медицинское, сделки на рынке ценных бумаг, доверительное управление капиталом, лизинг, операции на международном рынке Форекс и многие другие финансовые услуги.

Поэтому, чтобы сделать VIP-обслуживание в наших банках приближенным к европейским стандартам, необходимо, в первую очередь, несколько усовершенствовать менеджмент наших финансовых организаций.