Главная > Экономика > Логисты задумались о сокращении расходов

Логисты задумались о сокращении расходов

21.03.2019 Экономика

Повышение НДС и НДПИ, отмена льготы по транспортному налогу в системе «Платон» заставили многих перевозчиков пересмотреть свой подход к бизнесу и экономии.

В наступившем году произошло немало изменений в налоговой сфере, которые бизнес принял без особого энтузиазма. Первое, и самое важное из них – повышение НДС с 18 до 20%, что прямо или косвенно влияет на все без исключения экономические отрасли и, как следствие, потребителей. По прогнозам экспертов Центробанка, повышение НДС увеличит государственный бюджет в ближайшие 2 года еще на 1,7 трлн рублей, однако замедлит рост ВВП на 0,4% и ускорит инфляцию до 5,5%.

В логистике подорожание услуг из-за роста налога на добавленную стоимость составит примерно 5%, рассказал порталу «5 Колесо» директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. «Но это не произойдет в одночасье. В настоящее время рынок использует запасы прошлого года, закупленные с НДС в 18%», – уточнил эксперт.

К первому фактору прибавляется ряд других, таких, как рост акцизов на топливо практически в 1,5 раза, а также увеличение НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых, который также оказывает влияние на итоговые цены на бензин. С учетом отмены корпоративных скидок топливными компаниями рост цен на логистические услуги составит 7-8%. Утяжеляет ситуацию отмена с 1 января льготы по транспортному налогу для плательщиков по системе «Платон», несмотря на то, что в конце прошлого года Отраслевой совет союзов и ассоциаций в официальном обращении предупредил правительство о негативных последствиях для рынка от такого решения.

«Совокупность всех факторов, а это рост трех налогов, входящих в цену топлива, отмена льготы по транспортному налогу, увеличение платы за проезд по федеральным трассам, рост числа платных автодорог, — все это приведет к увеличению тарифов на перевозки», — отметил представитель «Деловых Линий». По экспертным оценкам, речь может идти о 10-процентном увеличении тарифов по совокупности всех указанных факторов, заявил Лашкевич. С такой оценкой согласны и другие игроки рынка, которые называют цифры от 1 до 10%, в зависимости от специфики деятельности транспортных операторов и направлений перевозок.

В первую очередь, по мнению финансового директора транспортной компании Intertransavto (ITA) Александра Левковича, рост НДС скажется на небольших компаниях-перевозчиков, которые работают по упрощенной схеме налогообложения.

В такой ситуации размышления о том, как не отпугнуть клиента повысившимися ценами на услуги и оптимизировать расходы, выглядят как нельзя более логично. Часть перевозчиков, скорее всего, уйдут в «серые» схемы, считает Александр Лашкевич. Хотя, по его словам, сохранять нечестные методы ведения бизнеса в тайне долго не удастся – налоговое администрирование постепенно выходит на новый уровень, а цифровизация делает все процессы прозрачнее.

У крупных компаний, которые дорожат своей репутацией, остается в запасе еще несколько эффективных методов. Один из них –обратить свое внимание на сегмент сборных грузов. За последние три года, подсчитали аналитики, доля LTL-поставок выросла в два раза. При этом, несмотря на то, что перевозки сборных грузов дешевле комплектного отправления, сроки доставки – примерно те же.

Если говорить о перевозках сборных грузов, то клиенты могут выбирать палетные отправки, так называемый HTL, когда транспортное средство делится между 2–5 крупными клиентами, рассказал Александр Лашкевич. По его словам, это позволяет задать график перевозки, поскольку нет необходимости ждать накопления груза на все транспортное средство, параллельно это высвобождает складские площади. Крупные компании с собственными складскими площадями могут принимать решение  более длительных сроках движения груза, то есть агрегируют у себя груз клиента и отправляют транспортное средство максимально загруженным. В этом случае экономия происходит на эффекте масштаба. Она будет зависеть от многих переменных, но при расчетах можно закладывать размер оптимизации от 5 до 10%.

Последнее время популярность набирает и другой сегмент – 3PL, или передача логистических функций на аутсорсинг. В среднем такой подход позволяет заказчику сократить затраты на организацию собственной логистики примерно на треть, сосредоточившись при этом на внутренних задачах бизнеса.

Один из эффективных способов избежать простоев, холостых пробегов и в принципе неэффективного использования ресурсов – это внедрение системы мониторинга, которая позволит отслеживать движение всех ТС и их эксплуатационные характеристики. По мнению исполнительного директора компании «Мониторинг Авто» Сергея Cкнарина, такой анализ данных снизит затраты на обслуживание автопарка примерно на 40%.

Александр Лашкевич привел пример экономии: система контроля манеры движения водителя позволяет сократить расход топлива до 10%. Мониторинг скоростного режима транспортного средства приводит к снижению аварийности, а здесь прямая связь и с тарифами страхования, с простоями, затратами на ремонт и тому подобное. Также системы позволяют прогнозировать ремонт техники, что дает полезный эффект для планирования и оптимизации затрат, добавляет эксперт.

«По итогам прошлого года вы видим, что существенно выросла доля компаний, заинтересованных в системах мониторинга транспорта и анализе данных», — сообщил исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов. По его данным, прирост подключений к системе Omnicomm Online составил более 37%, при этом в компании получают большое количество запросов от потенциальных партнеров на установку комплексных решений по мониторингу транспорта и контролю топлива.

Наконец, на пути к экономии важен в первую очередь плановый подход. Представитель Intertransavto подчеркивает, что важно планировать перевозки заранее, желательно в годовом объеме. Не последнюю роль играет и цифровизация – с помощью технологий можно получить дополнительные 20-50% оптимизации. А перспективы в этом направлении – еще более заманчивы.