Главная > Экономика > Керимову аукнулся Махачкалинский порт

Керимову аукнулся Махачкалинский порт

15.12.2017 Экономика

Умирание Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) идет на фоне войны за сам порт между двумя олигархическими кланами – братьев Магомедовых и Керимова, сообщает агентство Stringer. Последнего недавно «закрыли» во Франции, по одной из версий, с помощью Магомедовых, для которых это стало местью за разборки вокруг порта.

Керимов стоит за прежним руководителем ММТП – Ахмедом Гаджиевым, приходящимся родным братом соратнику Керимова – Магомеду Гаджиеву. А Зиявудин Магомедов стоит за фигурой Андрея Гормаха, которого федеральная структура «Росморречфлот» в середине 2016 года попыталась сделать новым генеральным директором порта, отказав в продлении контракта Гаджиеву. В результате верх одержал клан Керимовых, поставив во главе ММТП нынешнего директора Мурада Хидирова, первого заместителя Гаджиева. Гормаха же крепкие ребята с автоматами просто не пустили на территорию порта.

За 2016 год ММТП официально принял 2,9 млн тонн нефти (цифры завышены), в этом году за январь-октябрь было перевалено 0,9 млн тонн при годовой мощности нефтяного терминала порта – 8 млн тонн. Фактически, порт встал. Нефтяники ушли из порта из-за беспредельного воровства нефти. Так, в 2013 году потери нефти при перевалке туркменской нефти в емкости «Дагнетфепродукта» при норме 0,2% составляли 0,69%, в 2014 – 0,84%, в 2015 – 0,44%, в 2016 – около 1,5%.

«Лукойл» разорился на сотни километров труб и качает нефть со своих шельфовых месторождений в нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). На середину сентября «Лукойл» поставил в КТК с начала года 2,3 млн тонн нефти. Корчагинское месторождение «Лукойла» физически ближе к Махачкале, но «красно-белые» не хотят и думать о ММТП.

В Махачкалу пока возят небольшой объем нефти только казахстанские производители, которых сюда привлекает низкий тариф «Транснефти» на прокачку до Новороссийска. Тариф Махачкала-Новороссийск — 15$, более чем втрое ниже, чем в КТК и БТД (50$ для «своих»). Кроме того, казахов отчасти сдерживает их качество нефти: вязкую и тяжелую нефть из республики могут и не пустить в азербайджанскую трубу.

Каждый год «Транснефть» десятки раз (только за последний год около 40) останавливает прием нефти на узле учета на входе в нефтепровод, когда менеджеры «Дагнефтепродукта» слишком обильно разбавляют нефть из танкеров морской водой. Последний раз прием нефти был остановлен 25 октября. При максимально допустимой в отгружаемой нефти норме влажности 0,5%, воды в ней оказалось 2,7%.

Каждая тонна нефти, принятая в государственном махачкалинском порту, проходит через оборудование частной компании «Дагнефтепродукт». Заодно в пользу этой посреднической конторы была приватизирована вся береговая территория вдоль причалов порта и вокруг начала нефтепровода. Никаких конкурентов в порту появиться не может – физически нет места, порт расположен в черте города.

На прихваченных в избытке землях вокруг порта владельцами «Дагнефтепродукта» были построены три НПЗ, по сути «самовара», производящих нафту и мазут. Дешевый и маловостребованый мазут легко закачивается обратно в емкости с нефтью для последующей перекачки по нефтепроводу до Новороссийска. Ворованное топливо после небольших манипуляций расходится по бензоколонкам республики. А объемы отобранной из нефти нафты списываются на естественные потери по максимальным нормативам и дополняются морской водой.

Сегодня на уровне правительства рассматриваются две идеи. Первая, создать «Дагнефтепродукту» конкурента, например, дать возможность «Лукойлу» построить свои сливные емкости. Но для этого надо отнять часть земли у «Дагнефтепродукта». Вторая, полностью национализировать компанию и взять порт и нефтебазу «Дагнефтепродукта» под государственный контроль. Только так можно реализовать правительственные планы по созданию Каспийского транспорт-логистического комплекса с увеличением мощности нефтяного порта до 11 млн тонн.

В противном случае станет реальным слух о строительстве на месте порта новой игорной зоны.