Главная > Экономика > Обзор российских страховых брокеров

Обзор российских страховых брокеров

15.12.2012 Экономика

Страховой брокер – это самостоятельный представитель посреднических услуг на рынке страхования, физическое или юридическое лицо, у которого есть лицензия Минфина РФ, выполняющее страховую посредническую деятельность на основании поручений клиента (страхователя).

Согласно выводам экспертов услуги страховых брокеров более востребованы в сложных видах страхования с технической стороны (морские перевозки, космические, авиационные риски и страхование строительно-монтажных работ). Страховой брокер представляет интересы страхователя, а не страховщика. Вознаграждение брокеру выплачивается из страховой премии.

Первостепенная задача страхового брокера – найти для страхователя выгодный вариант из всех предложенных вариантов страховых услуг. При этом, брокер помогает страхователю не только выбрать страховой продукт, но и подобрать страховую компанию, способную осуществить страхование на выгодных условиях. Так же страховой брокер сопровождает клиента в случае появления страхового случая. В сущности именно за это и платится вознаграждение брокеру.

Распределение страховых брокеров

Больше всего страховых брокеров находится в Центральном Федеральном округе. Их количество составляет 125 брокеров, что является 69, 44% от общего числа брокеров. Дальше идут по убыванию следующие округа: Северо-Западный (18 брокеров), Сибирский (13 брокеров), Приволжский (12 брокеров), Уральский (6 брокеров), Дальневосточный (3 брокера), Южный (2 брокера), Северокавказский (1 брокер).

Более чем у 53% страховых брокеров уставной капитал составляет 10 тысяч рублей, это говорит о том, что необходимо тщательно выбирать страхового брокера. Уставной капитал более одного миллиона рублей имеют всего чуть больше 8,5% страховых брокеров.

В России наблюдается сильная поляризация страховых брокеров. Как правило, на рынке присутствуют либо небольшие по численности компании (1 — 10 человек), либо огромные корпорации (от 20 до 50 человек). Это говорит об отсутствии среднего класса компаний, как следствие слабой развитости рынка страховых брокерских услуг.

Как правило, в регионах преимущественно находятся не большие страховые брокеры, либо филиалы крупных компаний. Обычно страховые брокеры работают с несколькими страховыми компаниями, как правило, 6 – 8 страховых компаний. Такой набор компаний предлагает огромный выбор страховых услуг для клиентов страховых брокеров. К сожалению, существуют так называемые, псевдоброкеры, которые работают только с одной страховой компанией и являются практически ее агентом. Выбор услуг ограничен одной компанией с максимальным комиссионным вознаграждением. Также существуют тендерные брокеры, принимающие участие в тендерах для создания псевдоконкуренции. Еще существуют в России салонные брокеры. Это как правило связано с авто страхованием в автосалонах. Такие брокеры специализируются на предоставлении страховых услуг по ОСАГО или КАСКО различных страховых компаний при покупке нового автомобиля.

Среди российских представителей страховых брокеров более известны АФМ «Страховые консультанты и брокеры» и БК «Рифамс».

Рейтинг страховых брокеров

Проникновение брокерских услуг в различные виды страхования можно охарактеризовать следующими показателями:
• Авиационные риски – более 34%
• Строительно-монтажные работы – более 10%
• Морские риски – более 4%
• Добровольное медицинское страхование – 0,3%
• Моторные риски и страхование имущества – по 0,1%

Как видно из процентного соотношения больше всего спросом брокерских услуг пользуются авиационные перевозки. Однако по уровню совокупной величины начисленной брокерской комиссии можно расположить российские брокерские компании в следующей последовательности по убыванию:
1. Страховой брокер «Малакут».
2. Многопрофильный страховой брокер.
3. Страховой брокер «Ланкастер».
4. ОН-ЛАЙН страховой брокер.
5. Страховой брокер «Интерис».
6. Страховой брокер НБСК.
7. Страховая брокерская компания «Сибирские брокеры и консультанты».
8. Скала – страховой брокер.
9. ООО «Страховые брокерские услуги».

Конечно, этот рейтинг весьма условен. Выбор того или иного брокера должен основываться не на рейтинге, а на показателях деятельности страхового брокера на рынке страховых услуг, а также на специализации страховых компаний, продукты которых предлагает брокер. Как правило, страховой брокер оказывает дополнительные услуги, которые включены в комиссионное вознаграждение и могут потребоваться при появлении страхового случая. При этом страховой брокер должен достичь выгодных условий страхования, как для клиента, так и для страховой компании.

Трудность в составлении рейтинга страховых брокеров заключается еще и в том, что деятельность страховых брокеров регламентирована слабо. Им не обязательно печатать отчет о финансовом состоянии, при этом трудно проследить за оборотом брокера. Однако, финансовые показатели не являются приоритетными в выборе страхового брокера. Главным критерием становится качество предоставляемых дополнительно услуг. И тут многое зависит от уровня подготовки брокера и знаний страхового рынка. Предоставление качественных услуг не возможно без знания тех продуктов, которые предлагают страховые компании.

При страховании автотранспорта в огромном количестве наблюдается выбор дополнительных услуг, которые оказывает страховой брокер покупателю страхового продукта (ОСАГО или КАСКО). При этом набор этих услуг может быть очень большой, что требует конкурентная борьба на рынке страхования. В данном случае можно воспользоваться готовым расчетом по всем страховым, которых в интернете довольно много.

Что касается страхования бизнеса или специфических видов деятельности, то как правило, обращаются к региональным страховым брокерам, расположенным вблизи страхового предприятия. Это позволяет оперативно реагировать при появлении страхового случая. Однако во многих регионах еще не достаточное количество страховых брокеров, что вынуждает многие компании обходиться без услуг страхового брокера и приводит к значительным переплатам или проблемам при заключении страхового договора, а также в случае появления ущерба, от которого застрахован клиент.