Главная > Экономика > Кризис в Европе или как быть с долгами?

Кризис в Европе или как быть с долгами?

13.12.2012 Экономика

Серьезный финансовый кризис ждет Европу уже в самой ближайшей перспективе, хотя многие аналитики и эксперты полагают, что он уже идет полным ходом. И речь ведется не только о кризисе экономик, но и о политическом и даже социальном кризисе. Проблемы Греции, Испании и Италии явное тому подтверждение.

Одной из основных причин кризиса в еврозоне сегодня указывают значительный объем долговых обязательств таких стран-членов Европейского Союза, как Греция, Португалия, Испания, Италия и Ирландия. Начался этот долговой кризис с маленького (110 миллиардов евро) камешка – финансовой помощи, которая была выделена Греции в 2010 году.

Кроме того, общие панические настроения в еврозоне усиливаются стагнацией экономик основных участников Союза – Германии и Франции. Что усугубляется постоянным падением кредитных рейтингов отдельных банков и некоторых стран. Не повезло некоторым французским банкам (Societe Generale и Credit Agricole) – слово “стабильный” в прогнозе поменялось на “негативный”, а рейтинг с АА- упал до А+. Кредитные задолженности стран растут, прибыль банков и кредитных организаций падает, перспективы – туманные и плохие.

Лидеры стран Европейского Союза долго гадали, как же помочь выпутаться из трудной ситуации всем европейским должникам, да и самим остаться в итоге на плаву. Закономерным, но не слишком практичным шагом стало решение о предоставлении всем крупным должникам стабилизационных кредитов. Специально для этих операций был образован стабфонд -ESM (European Stability Mechanism — Европейский стабилизационный механизм), а Европейскому Центробанку – ECB — отвели роль выкупающего всех облигаций “отстающих” стран. Дефолт в Греции слегка отодвинули, заткнули несколько дыр в бюджетах Португалии и Ирландии, но о решении проблем говорить не приходится.

Максимально высокий уровень безработицы в Испании за последние тридцать лет не позволяет лидерам Европейского Союза вздохнуть спокойно – испанским банкам нужно ни много ни мало, почти 60 миллиардов евро в качестве дополнительного капитала.

Италия пока вроде бы отказывается от помощи собратьев, не устраивают достаточно жесткие условия, которые выставляются вместе с выдаваемыми зарубежными кредитами, итальянское правительство надеется на собственные силы.

По мнению зарубежных аналитиков и исследователей, в лучшем случае, для выхода из долговой ямы Европейскому Союзу потребуется примерно три года. Но стоит заметить, что ни одному стабилизационному фонду, ни одному Центробанку не под силу вывести экономику какой-либо страны на подъем. Необходимы структурные преобразования, реформы, если просто тратить кредитные деньги, со временем их нужно будет все больше и больше, а идти они будут только на затыкание постоянных дыр.
Сейчас все принимаемые членами еврозоны меры направлены только на оттягивание времени, а страны-должники должны в этот период позаботиться о необходимых изменениях внутренней политики и экономики.

Хотя последние действия, особенно что касается взятых на себя обязательств со стороны ECB, возможно могут поспособствовать созданию положительной динамики в развитии отдельных экономик. Испания и Италия теперь не так сильно опасаются необходимости влезть в долги перед прочими членами еврозоны, ведь EMS обеспечит займы, Центробанк будет скупать облигации на вторичном рынке. Валютный союз может выжить, ведь ничто так не скрепляет узы, как взаимные обязательства и гарантии. Единая валюта уже давно нуждается в подобном банковском союзе. Развал Европейского Союза может обойтись гораздо дороже его сохранения, поэтому проблемы все-таки необходимо решать.
Однако если “отстающая” страна не будет выполнять своих обязательств по реформированию, то что тогда: Центробанк не будет скупать облигации и усилит панику или будет продолжать выкупать ничего не стоящие безнадежные долги.

Несмотря на поддержку со стороны канцлера Ангелы Меркель, президент Бундесбанка выступает с критикой последнего варианта. ECB может, конечно, отказаться от решительных мер, но тогда все вернется на круги своя, пользы от таких действий не будет ни на грош, и тучи снова затянут слегка развидневшееся небо над должниками.

Мало того, что необходимо согласовать правила финансового надзора. Одинаковые для всех стран-кредиторов, разработать единый план реорганизации банковских структур и страхования депозитов, выработать способы объединения возможных рисков. Но нужно еще и донести все это до собственных избирателей, чье мнение нельзя не учитывать. Экономическому и фискальному союзу нужна политическая поддержка, дальнейшее сохранение и развитие Европейского Союза без этого просто невозможно.
Сегодня ситуация в еврозоне – это реальный риск не только для большинства стран Европы, но и для всего мира в целом. Недостаточный банковский капитал, неспособность многих стран расти и развиваться, значительные частные и государственные долги – если не решить хотя бы основную массу проблем в ближайшие несколько лет, то развал Европейского Союза способен увлечь за собой в кризисную яму и все мировое сообщество, которое зависит от него больше, чем желает верить.
Однако если верить осторожным прогнозам аналитиков, Европу в следующем, 2013 году ждет рецессия, экономического спада избежать не удастся. Уровень безработицы уже в октябре 2012 года составил рекордный за последние семнадцать лет (с 1995 года) показатель в 11, 3%, а в 2013 году этот показатель может вырасти еще больше.

Россия вряд ли сможет избежать последствий европейского кризиса, ведь, как ни крути, Европа для нас – это основной рынок сбыта энергоносителей.

Также могут возникнуть проблемы с поиском длинных и дешевых кредитов, да и вообще, с финансированием роста собственной экономики, многим корпорациям и банкам станет сложно получать денежные средства для выплаты внешнего долга в 120 миллиардов. Российская промышленность уже сокращает инвестиции, такая ситуация в Европе, по оценкам экспертов, может продлиться от 1,5 до 2-х лет.