Главная > Бизнес > Логистов много, а специалистов мало

Логистов много, а специалистов мало

20.12.2018 Бизнес

Современная система образования готовит кадры, которые в итоге не востребованы бизнесом.

Уральская логистическая ассоциация провела любопытное исследование, которое выявило феномен рынка соискателей-логистов. Эксперты организации пришли к выводу, что на одно предложение работы в Свердловском регионе приходится в среднем три резюме, однако на деле – бизнес испытывает сильную нехватку специалистов.

– На первом этапе мы отсекли дублирующиеся объявления, потом — по рабочим специальностям (тракторист, кладовщик и т.п.). В итоге из 5419 вакансий и 12 417 резюме осталось 227 и 657 соответственно, – рассказал «Российской газете» президент ассоциации Николай Тушин. – Современный логист – это сплав технолога, менеджера, финансиста, юриста и менеджера по продажам, а программы высшего образования направлены на подготовку только технологов. В экономических вузах есть специальность «торговое дело», там обучают организации продаж, заключению договоров, но не дают технологической специфики логистики. В рамках цифровизации экономики этот дисбаланс будет только усиливаться.

Представители бизнеса уже предлагали университетам Екатеринбурга объединиться и сформировать единый курс по транспортной логистике. Предприниматели уверены, что необходима отдельная, новая программа подготовки кадров, которая обеспечит студентов нужной квалификацией, и, в конечном счете – работой.

– Программы подготовки водителей-профессионалов категории «Е» нуждаются в доработке, – отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. – Во-первых, в теоретическую часть надо включить материалы по специфике грузового транспортного средства с прицепом. Во-вторых, должно быть больше практики. В качестве отдельного курса – безопасное вождение в сложных условиях, в том числе на автостраде. Несколько уроков экономичного вождения также не будут лишними.

Главные «минусы» в подготовке логистов в ВУЗах – это отсутствие представления о специфике работы и недостаток практического опыта. Более того, многие начинающие работники не имеют представлений о современных технологиях, которые применяются в бизнесе.

– Интернет-технологии меняют принципы развития личности, – подчеркивает Сергей Бушуев, проректор по научной работе Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС). – ВУЗ, как и любое предприятие, – это место, где создается Big Data. Обработав большие данные, можно много сказать о свойствах конкретного выпускника, качестве его подготовки. Мы тратим пять миллионов рублей в год на стипендии студенческим коллективам и еще 10 миллионов на финансирование их руководителей, а предприятия никак не используют эту прикладную научную работу, хотя для них она фактически бесплатная. Работодатели ищут кандидатов в интернете, потом кадровая служба их тестирует, но все равно о возможностях сотрудника узнаешь, когда начинаешь ему зарплату начислять. Если перенести поиски на площадки учебных заведений, ошибок в наборе персонала станет меньше, и на практику будут привлекать студентов не вслепую.

Отчасти разрыв между бизнесом и образованием сокращают фонды целевого капитала. Один из них есть в Санкт-Петербургском университете путей сообщения, в декабре аналогичную структуру собирается открыть и УрГУПС. Смысл фондов в том, что учредители и благотворители получают возможность непосредственно влиять на материально-техническую базу и корректировать развитие вузов. Так, в Петербурге учредителем фонда выступила крупная логистическая компания – за два года в создание вузовской лаборатории логистики было вложено более двух миллионов рублей.

Наконец, многие эксперты отмечают важность применения конкретных бизнес-кейсов, на примере которых студенты могут разбирать схемы работы и узнавать о реальной практике компаний.