Главная > Бизнес > Андрей Каюрин: о чем могут умолчать финуправляющие при банкротстве физических лиц?

Андрей Каюрин: о чем могут умолчать финуправляющие при банкротстве физических лиц?

18.06.2018 Бизнес

Многие граждане, решившиеся на банкротство физического лица, имеют ошибочное представление об этой процедуре. Они полагают, что достаточно обратиться к финансовому управляющему, который вместо тебя спишет все долги через суд. Между тем это не так. О чем чаще всего недоговаривают финуправляющие при банкротстве физических лиц?

Первое, о чем чаще всего умалчивается – это сроки банкротства. А между тем с момента подачи соответствующего заявления и до окончания процедуры могут пройти не месяцы, а годы! Ведь когда выносится судебное решение о том, что гражданин признан банкротом – это лишь начало большого пути. Далее начинается самое сложное – реализация имущества должника и расчет с кредиторами. Лишь после того, как требования всех их удовлетворены, процедура банкротства физического лица будет считаться оконченной. Как долго протянется этот этап – напрямую зависит от умений и расторопности финансового управляющего.

Присутствовать на всех судебных заседаниях по делу о своем банкротстве гражданину придется лично. Конечно, вместо него может ходить в суд его представитель. Но им финансовый управляющий не является, как опять же многие ошибочно полагают. Финуправляющий – это независимый «посредник» между банкротом, судом и кредиторами. А представителя, который посещал бы вместо него судебные заседания, потенциальному банкроту придется нанимать отдельно. Но вряд ли он сможет это сделать.

Еще один наиболее часто замалчиваемый факт – вознаграждение финцправляющего. Считается, что его услуги стоят 25 000 рублей. Их оплачивает сам должник – в самом начале процедуры он вносит эти деньги на судебный депозит. А между тем вознаграждение состоит из двух частей. Вторая часть оплачивается в самом конце, это 7% от суммы всего реализованного имущества, и это бремя также ложится на плечи должника. Чаще всего имуществом, которое реализуется для расчета с кредиторами, является недвижимость. Учитывая его стоимость, можно предположить, что вторая часть суммы вознаграждения будет немалая. Изыскать ее гражданину, у которого и так финансовые проблемы, будет для него весьма сложно.

Если 25 000 и 7% для банкрота – это много, то для финансового управляющего такая оплата его работы – мало. По этой причине нередко он может отказаться от ведения конкретного дела о банкротстве. Причем написать заявление об отказе участвовать он может на любой стадии процедуры. И Арбитражный суд не имеет право отказать финуправляющему – не будет же тот работать принудительно. Если в течение 3-х месяцев нового финуправляющего найти не удастся, суд просто прекратит дело.

Самое опасное, о чем финуправляющий может умолчать – это о выявленных им признаках преднамеренного или фиктивного банкротства. Даже когда они есть не в реалии, а только по его мнению. Случается, что такой управляющий молча собирает информацию о, как ему показалось, противоправных действиях должника. При этом от самого гражданина он никаких объяснений не берет, а молча передает документы в правоохранительные органы. Возбуждение уголовного дела по ст. 197 УК РФ «Фиктивное банкротство» становится весьма неприятным сюрпризом.

Каюрин Андрей, адвокат, председатель президиума коллегии адвокатов «Свердловская областная гильдия адвокатов», член Совета адвокатской палаты Свердловской области, вице-президент Гильдии российских адвокатов, член Комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей