Главная > Бизнес > Тенденции в логистике: FTL и аутсорсинг

Тенденции в логистике: FTL и аутсорсинг

18.04.2018 Бизнес

Full truck loaded

Перевозки от одного отправителя при полной загрузке фур занимают, по оценкам экспертов, от 70 до 80% структуры рынка коммерческих автоперевозок в России. По данным Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС), в число крупнейших профильных перевозчиков входит всего 5 компаний, из которых крупнейшая по автопарку – 4000 машин – «Деловые Линии». Больше всего развит сегмент FTL-перевозок в сфере интернет-торговли, для ритейлеров, и FMCG-компаний. Чаще всего среди видов груза встречается бакалея (21%), стройматериалы и напитки (по 7%).

Своими силами

Доля аутсорсинга в России, по оценкам аналитиков из компании M.A.Research, остается сравнительно небольшой – примерно 30% на рынке услуг автоперевозок. Безусловно, это «средняя температура по больнице», т. е. этот показатель может сильно разниться в зависимости от сферы деятельности компании. Но в целом доверие к такому подходу остается на невысоком уровне. Это можно объяснить, с одной стороны, собственным автопарком, которым чаще всего обладают добывающие предприятия. Кроме того, не за горами советский опыт ведения бизнеса, который подразумевал взваливание ответственности на свои плечи полностью, в том числе и за логистические услуги. Такой метод до сих пор действует у многих предпринимателей по инерции. Ведущие эксперты все чаще говорят о проблеме скрытых издержек, которые таит в себе такой менеджерский подход. Здесь можно напомнить, например, о необходимости регулярно обновлять автопарк (а по данным Автостата, до сих пор порядка 65% грузовиков в стране старше 15 лет).

«Средний возраст автопарка крупных игроков рынка – не более 3-4 лет, в то время как небольшие компании в среднем оперируют 15-летним транспортом, что на порядок увеличивает риск поломок в пути и соответственно срыв срока поставки. У основных игроков логистического рынка есть такие сервисы, как онлайн-трекинг груза, удобное страхование грузов, возможности комплексной аналитики на основе big data. Кроме того, крупнейшие операторы рынка внедряют продукты, позволяющие работать с учетом специфики бизнеса и KPI клиента», — говорит представитель ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич.

Согласно результатам опроса по итогам 2016 года, проведенного МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет) и Координационным советом по логистике, доля логистических затрат в стоимости продукции у 61% респондентов не превышает 10%, у 21%  находится в диапазоне от 11 до 20%, у 18% — от 20 до 30%. Эксперты считают, что слишком высокие показатели логистики в себестоимости могут быть спровоцированы неэффективной работой транспортного отдела компании.

Цена vs Качество

Стоимость услуг у крупных игроков превышает аналогичные показатели у мелких и средних операторов. Но уже в среднесрочной перспективе эта разница нивелируется высоким качеством услуг и материальной ответственностью, которую несут крупные перевозчики.

Опытные грузоотправители, которые регулярно обращаются к перевозчикам, согласно исследованию РБК, ставят важность фактора цены только на 3-е место.

В целом отрасль автомобильных грузоперевозок в России является высококонкурентной, при этом 10 крупнейших компаний занимают около 20% рынка. И уже в ближайшие годы эта цифра существенно увеличится благодаря усилиям властей по «обелению» отрасли и усиливающемуся разрыву между крупными и мелкими игроками по составу и качеству услуги перевозки.

На этой неделе проходит выставка TransRussia в МВЦ «Крокус Экспо». В ее рамках проходят встречи с профильными игроками, а также обсуждение насущных вопросов отрасли, которые могут быть интересны с практической и профессиональной точек зрения.