Главная > Бизнес > Факторинг и его особенности

Факторинг и его особенности

7.09.2012 Бизнес

Факторинг представляет собой комплекс услуг, которые оказывает клиенту банк. Данный комплекс услуг включает беззалоговое финансирование поставок, при предоставлении поставщиком отсрочки платежа покупателю за товар, который был поставлен, однако при условии уступки дебиторской задолженности; регулярное предоставление отчетов и учет дебиторской задолженности, а также контроль своевременной оплаты поставок и работа с дебиторами.

Принцип факторинга

Всю систему работы факторинга можно разделить на несколько этапов:

  1. Товар поставляется клиентом на условиях отсрочки платежа
  2. Клиент уступает банку свое право требования платежа за поставленный товар
  3. Банк выплачивает финансирование клиенты, которое может составлять до 90% от суммы поставки
  4. Дебитор клиента оплачивает банку поставки
  5. Банк выплачивает клиенту остатки денежных средств, вычитая при этом комиссию

Продукт является довольно выгодной услугой не только для банков, но также для двух других сторон – поставщика и покупателя. Давайте рассмотрим, какие же клиент (поставщик товара) получает преимущества, при использовании услуг:

  • банк предоставляет выгодные условия отсрочки платежа для клиентов (потребителей), что, в свою очередь, позволяет расширять сеть продаж поставляемой продукции
  • при передаче функций управления дебиторской задолженностью банку, сотрудники фирмы–поставщика экономят время, которое они могут потратить на выполнение других задач
  • при использовании услуги факторинга, банк покрывает торговые риски поставщика и поэтому данный бизнес становится более устойчивым
  • используя услугу факторинга, предприятие может относить все комиссии за факторинг на себестоимость, экономя при этом налогооблагаемую прибыль

Преимущества факторинга перед кредитованием

Кто-то может сказать, что намного проще было бы воспользоваться услугой кредитования, выбрав нужную программу для предприятия-поставщика. Однако везде есть свои нюансы. Существует несколько преимущества факторинга перед другими кредитными продуктами. Вот некоторые из них:

  • Задолженность по факторингу все равно погашает не сам клиент, а его дебиторы по мере оплаты товара, который был поставлен. Поэтому, в момент, когда подходит срок  погашения задолженности, нет экстренной необходимости мобилизации денежных средств на расчетном счете, чтобы погасить финансирование
  • При факторинге банк предоставляет финансирование на время фактической отсрочки платежа, и дебитор погашает задолженность в день оплаты поставленного товара, благодаря чему нет необходимости платить лишние проценты за пользование денежными средствами;
  • Из-за отсутствия залога, отсутствует также необходимость затрачивать средства на страховку, оценку  и оформление залоговых документов
  • При увеличении объемов продаж клиента, совокупный размер финансирования может также автоматически увеличиваться, и не быть ограниченным оборотом по расчетному счету или залогом
  • Средства, затраченные на оплату финансирования услуги факторинга, полностью относят на себестоимость
  • Факторинг является незаменимым финансовым инструментом для предприятий, целью которых является расширение продаж, которые стремятся освоить новые рынки и ведут перспективный и рентабельный бизнес

Что же касается предприятий, для которых услуга факторинга будет подходить идеально, то к ним можно отнести производственные и торговые предприятия, которые поставляют свою продукцию с отсрочкой платежа. Также к таким предприятиям можно отнести предприятия, которые закупают сырье, готовые товары и комплектующие под реализацию или для дальнейшего производства.

Факторинг является просто идеальным финансовым инструментом для бизнеса, который выходит на новые рынки сбыта либо старается увеличить объем продаж на данном рынке.

Особенности факторинга в России

Факторинг в России является сравнительно новым финансовым инструментом. Применение данного финансового инструмента на предприятии, как правило, сопряжено со многими вопросами. К тому же, многие предприятия относятся к данной услуге довольно настороженно.

И это можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, при использовании факторинговых услуг, организация внутренних процессов компаний, как поставщика, так и покупателя, должна быть немного изменена. К примеру, покупатель и поставщик товаров должны заполнять в полном объеме все необходимые отгрузочные документы, для того чтобы специалисты факторинговой компании не сомневались в подлинности поставки.

Наиболее распространенным примером применения в России является финансирование поставщиков, которые снабжают товарами крупные торговые сети. Если компании-дистрибьюторы поставляют товар в торговые сети на условиях отсрочки платежа, то они могут при этом испытывать недостаток оборотных средств для обеспечения своей бесперебойной деятельности. Именно в таких ситуациях, факторинг является идеальным способом привлечения капитала.