Главная > Бизнес > Виды тендеров и порядок их проведения

Виды тендеров и порядок их проведения

2.09.2012 Бизнес

Тендер в переводе с английского означает «конкурс» — этот термин, как правило, используется для обозначения конкурсов и торгов. Иначе говоря, тендеры представляют собой конкурсную форму торгов или соревнований, которые проводятся между коммерческими предложениями, представленными претендентами. При этом, эти поданные предложения должны соответствовать условиям конкурса и критериям, которые были установлены заказчиком. В процессе проведения тендера, никто из его участников не имеет права знакомиться с предложениями других участников, а также оказывать влияние на принятое организатором решение.
Остается интересным тот факт, что понятие тендера никак не определено законодательством России и не значится в действующих правовых актах, как не значатся и производные этого понятия. В законодательстве вместо понятия “тендер” употребляется понятие «конкурс”, поэтому в деловом мире России употребляются оба эти термина, которые подразумевают одно и то же.
Законодательством России, определяющим алгоритм государственных закупок, предусмотрены следующие виды тендеров:
  — закрытые тендеры;
  — открытые тендеры;
  — двухэтапные тендеры;
  — запросы котировок;
  — специализированные закрытые торги;
  — закупки у единственного источника.
Основной способ государственных закупок – это проведение тендеров. Тендеры по государственным закупкам являются способом выдачи заказов на предоставление определенных услуг, поставку товаров или проведение подрядных работ по условиям, которые были заранее объявлены в конкурсной документации. Данные условия должны быть представлены заказчику в определенные сроки на условиях конкурса и на принципах справедливости, состязательности и эффективности.
Государственный контракт должен заключаться с победителем такого тендера, подавшим предложение, которое соответствует требованиям конкурсной документации и содержит наиболее выгодные условия.
Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми, а также проводятся в один или два этапа. Право участия в открытых тендерах предоставлено всем правомочным поставщикам.
Когда же предмет конкурса, к примеру, контракт на поставку каких-либо технически сложных услуг или товаров, которые производятся ограниченным числом поставщиков, либо же когда необходимые закупки связаны с государственной тайной, то в этом случае, как правило, проводят закрытые тендеры. В закрытых торгах принимать участие имеют право только те поставщики, которые получили персональное приглашение.
Селективный тендер представляет собой своеобразный компромисс между открытым и закрытым тендером. По условиям данного конкурса, подавать заявки на участие в нем могут все желающие производить поставки, но, участвовать в нем могут лишь претенденты, выбранные заказчиком. Также одним из условий селективного конкурса, как и закрытого, является неразглашение информации о победителе. Данная информация, как правило, не публикуется и это является своеобразным страхованием заказчика.
Двухэтапные тендеры (могут быть как открытыми, так и закрытыми) организовывают в том случае, когда необходимо сделать закупки сложной продукции. Под такими закупками подразумевается такие случаи, когда заказчик затрудняется четко сформулировать требования к предметам конкурса, или нужно проводить переговоры с поставщиками с целью определения их возможностей решить данную задачу. Такие конкурсы чаще всего проводятся, когда необходимо заключить государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских, научно-исследовательских и технологических работ, а также часто проводятся в строительстве. Благодаря такому подходу, заказчик знакомится с существующими возможностями, которыми обладают поставщики и, оценив их, формулирует свои требования.
Если проводится двухэтапный тендер, то на первом этапе все желающие принять в нем участие подают свои предложения без указания цен. После этого организатор изучает все предложения, и при желании вносит изменения или дополнения в документацию конкурса. Второй этап тендера проводится в том же режиме, и его участники должны повторно подать свои предложения, однако уже с учетом требуемых изменений, указав при этом цену поставляемой продукции, работ или услуг.
Если есть необходимость сделать закупки сравнительно небольшого объема какой-либо серийной продукции, то в этом случае может быть использован запрос ценовых котировок. Условия данного конкурса очень просты — в ходе его проведения выбирается наиболее низкая цена. Такой конкурс может проводиться также при особых условиях, когда необходимо специальное разрешение Минэкономразвития России. Однако, когда дело касается практики, то госзаказчики зачастую нарушают данные условия и проводят такие закупки без согласований. Часто заказчики могут пойти в обход иным путем: закупка может быть разбита искусственным путем на мелкие лоты, чтобы не было необходимости проводить тендер, а просто провести запрос котировок.
Правда, и в таком виде тендеров, как запрос ценовых котировок, есть свои нюансы. К примеру, число выбранных в процессе конкурса поставщиков должно быть не меньше трех. Кроме того, каждый участник подобных закупок имеет право предлагать лишь одну ценовую котировку. Однако, закупка при запросе котировок может быть проведена даже в том случае, когда после запроса устанавливается, что заказ способен выполнить лишь один поставщик. Поэтому в таком случае закупка может проводиться лишь у одного поставщика.
И наконец, сам контракт – это итоговый документ проведенного тендера, который представляет собой заключительный этап конкурса и заключается с победителем, то есть таким участником, который подал предложение, соответствующее требованиям и содержащее наилучшие условия.