Главная > Экономика > Ситуация в аграрном секторе России после нескольких месяцев вступления в ВТО

Ситуация в аграрном секторе России после нескольких месяцев вступления в ВТО

11.12.2012 Экономика

ФермерКазалось бы, что такого плохого может принести в будущем и уже принесло России вступление в ВТО? На первый взгляд ничего, а вот если подумать, то картина становится совсем не радужной.

Прошлое

Еще до подписания договора аграрный сектор российской экономики охватила паника. Несмотря на то, что за последние несколько лет агропромышленный комплекс добился значительных успехов, он по-прежнему сильно зависит от субсидий государства и характеризуется низкой рентабельностью. Средняя величина которой не превышает 11 процентов, включая получаемые субсидии, а даже без учета необходимости наличия конкурентных преимуществ для самостоятельного и стабильного развития предприятиям сельского хозяйства необходим уровень доходности не менее 30 процентов.

Специалисты прогнозировали, что в самом ближайшем будущем после вступления в ВТО первым пострадает сектор животноводства. Планируемое снижение пошлин с 40 до 5 процентов на ввоз свиней не сулит ничего хорошего в инвестиционном плане для отечественных свиноферм. Рикошетом изменения ударят по предприятиям глубокой переработки мяса, так как пошлины на ввоз продукции также упадут, с 25 до 15 процентов. Такие положения заключенного соглашения объясняются очень просто – в Европе свинина не пользуется особой популярностью и спросом, поэтому производители стараются экспортировать как можно больше.

И тогда и сегодня опасения отечественных аграриев кажутся вполне обоснованными, особенно если посмотреть в сторону Украины – члена ВТО с 2008 года, которая сегодня импортирует даже сало.
Действующие соглашения с США, Аргентиной и Канадой о ввозе говядины высокого качества с пошлиной в 15 процентов позволят игнорировать российские квоты на говядину на протяжении всех семи лет переходного этапа. В ближайшие несколько лет Россия обязана принимать около двух миллионов тонн мяса ежегодно, что самым негативным образом скажется на развитии предприятий, занимающихся разведением крупного рогатого скота, а также значительно снизит их инвестиционную привлекательность.

Самые спокойные из представителей сельского хозяйства в России – птицеводы. Из-за границы в Россию ввозят только замороженную продукцию, а отечественные компании поставляют охлажденный товар. А также не испытывают особых проблем производители зерновых, в прошлом году на экспорт было отправлено около 22 миллионов тонн зерна, по состоянию дел на конец ноября 2012 эта цифра составила 12 миллионов тонн, и Минсельхоз прогнозирует возрастание до 15,5 миллионов тонн зерна.
Хотя, что касается, например, риса, мнение неоднозначное. В связи с возможным снижением пошлин на импортный товар, все достигнутые успехи по увеличению валового сбора в четыре раза могут сойти на нет.

Волнение испытывают и связанные с аграрным сектором промышленники, особенно их пугает резкое снижение объемов выпуска отечественной продукции, да и общая ситуация на рынке не внушает оптимизма. Многие средние и даже крупные компании столкнулись с ситуацией сокращения предоставляемых банками и коммерческими структурами кредитов. Их позиция вполне ясна – зачем инвестировать в российский бизнес, если из-за границы будут поступать дешевые, конкурентоспособные товары.

Настоящее

И вот, первая ласточка после вступления России в ВТО – 23 августа 2012 года были снижены пошлины на ввоз свиней, и цена на отечественных хрюшек на оптовом рынке упала по сравнению с обычными сезонными показатели – на целых 15 процентов. Кроме того были отменены пошлины на ввоз квотируемой свинины, и снижены на 10 процентов пошлины на сверхквотное мясо, с 75 до 65 процентов.
И хотя некоторые эксперты связывают падение цен также и с ростом тарифов ЖКХ, что повлияло на покупательную способность населения, но большинство видит источник в импортном мясе.

Рынок наводнился импортной свининой в мгновение ока, многие поставщики просто придерживали ввоз, ожидая снижения пошлин, в итоге среднемесячный показатель ввоза за август-сентябрь превысил в несколько раз показатели предшествующего полугодия. Так, например, с начала года и на 2 октября уже было импортировано 516 тысяч тонн свиного мяса, хотя годовая квота составляет только 430 тысяч тонн.

Подорожание зерна и кормов снижает рентабельность производства еще больше. Стоимость фуражного зерна взлетела до 11 рублей за килограмм. Что касается стабилизации цен на зерно, и ситуации в целом по остальным сельскохозяйственным отраслям, вся надежда только на дополнительные государственные субсидии. Так в прошлом году государство выделило предприятиям и хозяйствам по производству мяса птицы и свинины около 9 миллиардов рублей, доплачивая за каждый килограмм живой птицы или свиньи. Правда, стоит учитывать, что субсидировать аграрный сектор большими суммами государство просто не имеет права. Поэтому необходимо уже сейчас разрабатывать комплекс мер и выискивать иные пути, которые, в первую очередь, будут направлены на развитие сельского хозяйства, а не на удержание отечественного производителя на плаву.

Будущее

Минсельхоз даже подготовил особый проект государственной программы, предусматривающий развитие сельского хозяйства на следующие семь лет (2013 по 2020). Исходя из его положений, планируется достичь уровня в 23 процента, но субсидирование от государства необходимо будет увеличить почти вдвое.

До вступления России в ВТО большинство сторонников данного шага особо отмечало такие положительные моменты, как рост экономики, привлечение новых инвестиций. Однако полагать, что прочим участникам ВТО будет выгодно развивать производства внутри страны, когда они могут просто сбывать ненужные и некондиционные дешевые товары, просто утопично.

В связи с этим среди участников ВТО даже разгорелся скандал, в результате которого последовали обвинения со стороны развивающихся стран в адрес крупных игроков, которым выгодно сохранять статус кво, удерживая экономики менее развитых стран в зачаточном состоянии и используя их рынки только для сбыта собственной продукции.

Надеется, конечно, нужно на лучшее, а вот готовиться к худшему.